Страничка для родителей

Задай вопрос учителю!

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Русский язык. Учебники. Справочники.

Правила орфографии и пунктуации русского языка онлайн

Словари

Сколько удивительного порою узнаешь, читая лингвистические словари! Но, пожалуй, ни один другой словарь так не удивляет, как орфоэпический... Убедитесь сами. Выполните орфоэпический диктант онлайн!

Энциклопедии и словари на сайте  "Академик"

Коллекция словарей на сайте

Электронные словари и энциклопедии на сайте "Толковые словари"

Все словари на сайте

СЛОВАРИ.РУ

Русский язык для всех

Скорая филологическая помощь

http://rifmus.net/ - сайт для тех, кто пишет стихи

Говорим без ошибок

Телевизионный канал "Карусель"

Литература

КИБЕРЛЕНИНКА, научная электронная библиотека:

Литература. Литературоведение

Языкознание


Фундаментальная электронная библиотека 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Большая коллекция словарей на сайте учителя И.В. Шилаевой

Все таблицы и схемы по русскому языку и литературе на сайте схемо.рф

Аудиохрестоматия

Слушайте все произведения программы

на сайте учителя

И.К. Субботиной.

Интересно!

15.1.  Работаем над сочинением-рассуждением                                                        по предложенной цитате на лингвистическую тему

Сочинения по текстам Открытого банка заданий смотрите на сайте Сдам ГИА

 

С2. Открытый банк заданий

Комментарии к цитатам !

(По текстам «Открытого банка заданий» ФИПИ 2014г.) Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна, 
учитель русского языка и литературы  МБОУ ООШ №3 г.Мыски Кемеровской обл. . – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.

Видеоуроки учителя русского языка и литературы Светланы Егоровны Басенко помогут вам научиться писать сочинение на лингвистическую тему. Ясно, четко, наглядно, умно, интересно! 

Урок № 1

Урок № 2

Урок № 3

Задание 15.1.  Садись и пиши! (Подробные инструкции)

 В каждом варианте КИМа будет своя (отличающаяся от других) тема сочинения - цитата учёного-языковеда, писателя или философа.    

Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, - они подскажут, о чём писать в сочинении...

Структура сочинения-рассуждения

    Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;

 2) убедить в своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.

Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

I.                     Вступление: введение предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).

II.                   Основная часть:  

1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате (понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);  

2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):    

 а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;          

  б) пример 2 и его роль в тексте.

III.               Заключение (вывод).    

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.    Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.    Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.    Каждая часть сочинения пишется с красной строки.    

 

Помните, что изложение и сочинение будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

 Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему. Речевые клише

I.                   Вступление

-          -          Известный лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания).

-          Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата).

-          Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата).

-           Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что...; вводные слова: по мнению..., по словам...

II.                 Основная часть.

      Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

-          Попробуем разобраться в смысле этих слов...

-          Я согласен с этим высказыванием...

-          Как можно понять это высказывание?

-          Попробуем объяснить данное утверждение...

-          Это высказывание я понимаю так: ...

-          Что имел в виду писатель (учёный)?

-          О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?

-          Как понять смысл этих слов?

-          Мне предстоит поразмышлять над этими словами.

- Задумаемся: что стоит за этими словами?

-          Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

-          Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения). Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям...

-          Мне кажется, что здесь речь идёт о...

-          Я считаю, что...

-          Я понимаю эти строки так: ...

-          Я думаю, что...

-          Речь идёт о том, что...  

 Введение примеров

-          Попробую доказать справедливость своего суждения...

-          Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).

-          Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ... текста.

 -   Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения... текста.

-          Пример этого языкового явления можно найти в предложении...

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения ...

-          В подтверждение приведу пример из предложения ... текста. Рассмотрим предложение ...

-          Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения ... текста.

-          Предложение ... подтверждает мысль о том, что...  

-          Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых..., во-вторых...    

-          Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что...

- Также убедительным аргументом может стать...   

- В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения...

- Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение...

 

Когда вы приводите примеры языковых явлений, вам непременно нужно указать, какую роль они играют именно в этом тексте!

 

III.             Заключение.

-          Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.

-          Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что...

-          Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).    

Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д."

                                                                    ВСЕ материалы, размещённые выше, перепечатаны из                                                                                   книги "ГИА-2014", автор - С.Ю. Иванова.  

Источник: http://olgagolubeva.blogspot.ru/2014/03/blog-post_15.html

Авторское право принадлежит © http://olgagolubeva.blogspot.ru/

 

Примеры сочинений на лингвистическую тему на сайте

учителя Клавдии Ильиничны Ивановой.

 

Пишем сочинение по текстам пособия И.П. Цыбулько

 

 

 

Подробные консультации, примеры сочинений, шаблоны для написания сочинений по текстам 36 вариантов

на этом сайте

 на блоге М.А. Крюковой По уши в ОГЭ и ЕГЭ.

Презентации Г.Т. Егораевой

 

 

 

 

 

 

Презентация Светланы Николаевны Мищенко поможет в подготовке к сочинению на лингвистическую тему (15.1), к сочинению, связанному с анализом исходного текста ( о смысле отрывка из текста - 15.2), а также к сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему по заданному понятию (15.3).







Еще одна презентация Светланы Николаевны Мищенко.


Задание 15.1

Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему.

Презентация преподавателя А.А. Шадриной.

Цель: написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания К.Г. Паустовского: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".

Презентация поможет выработать алгоритм работы над сочинением на ЛЮБУЮ лингвистическую тему.

Посмотрите ее внимательно, сделайте себе заметки: выпишите предложенные клише.

Вопрос по заданию С2. «С этого учебного года в ГИА-9 по русскому языку в части С2 учащийся должен написать сочинение исключительно на лингвистическую тему. Однако ни один учебник 5-9 класса (по крайней мере старого стандарта, по которым и учатся сегодняшние девятиклассники) не даёт ни теоретического, ни практического материала, направленного на подготовку этого задания. Получается, что на экзамене ученик должен продемонстрировать знания, не предусмотренные программой по предмету. Не является ли это нарушением прав ученика? Является ли данное задание корректным?» 

По данному обращению пресс-служба Рособрнадзора сообщает.

КИМы для ГИА-9 разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного Рособрнадзором. <...> Задание С2 в 2014 году представляет собой сочинение по предложенной цитате и не является сочинением на лингвистическую тему. От учащегося, выполняющего это задание, не требуется предъявления лингвистических знаний, выходящих за пределы программы. Задание С2, требующее толкование простой цитаты с опорой на прочитанный текст, позволяет проверить, насколько осознанно ученик изучал русский язык. Этот вид работы знаком и учителям, и ученикам по разделу «Развитие речи», представленному во всех учебниках. Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе постоянно используются в практике преподавания русского языка. Они представлены во всех учебниках русского языка, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Источник: http://4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/5019-formirovanie-zadaniy-dlya-gia.html