Страничка для родителей

Задай вопрос учителю!

Примечание: Обязательные к заполнению поля помечены *.

Русский язык. Учебники. Справочники.

Правила орфографии и пунктуации русского языка онлайн

Словари

Сколько удивительного порою узнаешь, читая лингвистические словари! Но, пожалуй, ни один другой словарь так не удивляет, как орфоэпический... Убедитесь сами. Выполните орфоэпический диктант онлайн!

Энциклопедии и словари на сайте  "Академик"

Коллекция словарей на сайте

Электронные словари и энциклопедии на сайте "Толковые словари"

Все словари на сайте

СЛОВАРИ.РУ

Русский язык для всех

Скорая филологическая помощь

http://rifmus.net/ - сайт для тех, кто пишет стихи

Говорим без ошибок

Телевизионный канал "Карусель"

Литература

КИБЕРЛЕНИНКА, научная электронная библиотека:

Литература. Литературоведение

Языкознание


Фундаментальная электронная библиотека 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР

Большая коллекция словарей на сайте учителя И.В. Шилаевой

Все таблицы и схемы по русскому языку и литературе на сайте схемо.рф

Аудиохрестоматия

Слушайте все произведения программы

на сайте учителя

И.К. Субботиной.

Интересно!

Готовимся к итоговому сочинению по литературе. 7 декабря 2016 г.

Полезные ссылки


Тематические направления сочинения

В декабре 2016 года одиннадцатиклассники уже в третий раз будут писать выпускное сочинение. Традиционно перед началом учебного года Совет по сочинению при Минобрнауки объявляет тематические направления, в соответствии с которыми и будут разрабатываться конкретные темы. На этот раз эти направления сформулированы в виде понятийных «двойчаток»:

«Разум и чувство»

«Честь и бесчестие»

«Победа и поражение»

«Опыт и ошибки»

«Дружба и вражда»

Как видно, отношения между членами каждой пары разнообразны, перед нами не обязательно антонимы («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»). Исследованию этих отношений, выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, можно посвятить предэкзаменационное время.

Важно, что «двойчатка» создает определенную разность потенциалов, а значит служит стимулом для возникновения электрического разряда мысли. Этим она отличается и от проблемного вопроса, уже сформулированного за ученика, и от темы-понятия, строящейся вокруг одного семантического центра.

Напомним, что темы сочинений по предложенным направлениям будут сформулированы так, чтобы их можно было раскрыть с опорой на литературный материал. Поэтому к экзамену неплохо перечитать книги, в которых затрагиваются вопросы, связанные с перечисленными в направлениях понятиями. Это вовсе не обязательно произведения из школьной программы. Интереснее всего получаются сочинения, в которых ученик берет ту книгу, которая его действительно затронула – независимо от наличия в программе.     ИСТОЧНИК

Требования к сочинению

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» → Рекомендуемое количество слов – от 350. → Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» → Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). → Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. → Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Критерии оценивания сочинения

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

3. «Композиция и логика рассуждения»;

4. «Качество письменной речи»;

5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.


Критерии оценивания сочинения в вузе по 10-балльной системе

Алгоритм. Как написать итоговое сочинение

Как написать итоговое сочинениеструктура сочинения, виды вступления, формулировка тезиса, как написать аргумент, как связать части сочинения и написать заключение; как сделать сочинение оригинальным. С примерами!

Алгоритм итогового сочинения. Интересная статья О. Михеевой и О. Самсоновой.

Как скрепить части сочинения. Рекомендации О.А. Суязовой

Методические рекомендации Московского городского методического центра

Видео-консультации.

И снова итоговое выпускное сочинение. Взгляд учителя. Вебинар.

Ведущий -  Нарушевич Андрей Георгиевич.

_sochinenie-2016.pdf
Adobe Acrobat документ 4.5 MB

 Итоговое сочинение в 2016/2017

Методические рекомендации для учителей литературы (и учащихся!)"Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся. Пишем итоговое сочинение". Автор Белова Маргарита Григорьевна, старший преподаватель кафедры филологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.


СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Смотрите канал Юлии Красовских на YouTube

Литературные аргументы в пособии Т.Н. Назаровой, Е.Н. Скрипка